Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Дыхательная гимнастика после пневмонии у детей – упражнения при бронхите

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Дыхательная гимнастика в последнее время считается эффективным методом для восстановления организма и представляет собой комплекс упражнений, основанных на правильном дыхании.

Эта гимнастика направлена на профилактику и лечение болезней дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Существуют различные методики и комплексы упражнений, но наиболее известна среди них дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Определение заболевания

Пневмония – это воспаление лёгочной ткани инфекционного или неинфекционного характера. При инфекционной пневмонии воспаляются альвеолы и непосредственно ткани лёгкого. Для неинфекционного заболевания характерно респираторное поражение лёгких. В процессе воспалительного заболевания могут развиваться следующие формы заболевания:

  • Бактериальная пневмония;
  • Вирусно-бактериальная;
  • Грибковая.

Пневмония бывает односторонней (с поражением одного лёгкого) или двусторонней (с поражением обоих лёгких).

Иногда воспаление лёгких является самостоятельным заболеванием, но чаще возникает на фоне хронического бронхита.

Инфекционная пневмония вызывается возбудителями пневмококка, стафилококка, стрептококка и другими бактериями. Вирусная пневмония – различными вирусами, грибковая – грибковыми бактериями.

С целью правильной диагностики заболевания назначают рентгенографическое исследование грудной клетки, общий анализ крови, микробиологический анализ. Если поставлен точный диагноз «пневмония», то для лечения назначают антибиотики, жаропонижающие и отхаркивающие препараты. В комплексную терапию включают также ряд упражнений с дыхательной гимнастикой.

Почему дыхательные упражнения эффективны?

Пневмония – это заболевание, при котором в лёгких протекают воспалительные процессы.

Она сопровождается дыхательной недостаточностью и уменьшением объёма функциональной ткани, что нарушает процесс газообмена в лёгких и снижает поступление кислорода к головному мозгу и другим органам.

Всё это вызывает развитие застойных процессов в организме, начинаются обострения хронических заболеваний (бронхит, тонзиллит и пр.), нарушается работа сердечно-сосудистой системы.

Для того чтобы как можно быстрее решить эти проблемы, к лекарственной терапии подключают дыхательную гимнастику, которая даёт следующие преимущества:

  • Помогает улучшить газообмен;
  • Способствует насыщению крови кислородом;
  • Стимулирует лимфатический кровоток;
  • Тренирует дыхательные мышцы;
  • Обучает диафрагмальному дыханию;
  • Способствует очищению дыхательных путей от мокроты;
  • Увеличивает глубину вдоха;
  • Снимает симптомы интоксикации;
  • Улучшает общее состояние и настроение больного.

Дыхательная гимнастика помогает уберечься от возможных и очень частых осложнений после воспаления лёгких, например, таких как:

  • Формирование спаек в лёгочной ткани;
  • Эмфизема лёгких;
  • Ателектазы;
  • Нарушение формы грудной клетки.

Оздоровительный эффект респираторной гимнастики основывается на возможности произвольного регулирования длительности и силы вдоха и выдоха, возможности задержать или форсировать дыхание. Всё это способствует скорейшему выздоровлению больного, рассасыванию воспалительных очагов и восстановлению его работоспособности.

Цель дыхания по Стрельниковой

Дыхательная гимнастика, разработанная Стрельниковой, направлена на решение следующих задач:

  • Активирование кровоснабжения и лимфоснабжения.
  • Улучшение отхождения мокроты из лёгких.
  • Предупреждение и предотвращение застойных изменений.
  • Нормализация вентиляции лёгких.
  • Восстановление нормальной работы диафрагмы.

Дыхательная гимнастика даст больший эффект в сочетании с лечебным массажем грудной клетки.

Упражнения по Стрельниковой применяются не только при лечении пневмонии, но и после окончания лечебного курса с целью лучшего восстановления организма.

Пример дыхательной гимнастики по Стрельниковой

Стартовые нагрузки при воспалении

Гимнастика при воспалении лёгких ткани проводится в соответствии с законом медленных нагрузок. Если не соблюдать все правила и принципы, можно, наоборот, обострить патологический процесс.

Правила выполнения упражнений по Стрельниковой:

  • Дыхательная гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут.
  • Процедура начинается с лёгкой зарядки.
  • Упражнения с удлинённым вдохом используются при обильном отделении мокроты;
  • Дыхательная гимнастика назначается только после снижения интоксикационных симптомов и отсутствии сердечных нарушений.

Лечебные упражнения не выполняются при температуре выше 38º С.

Восстановительный комплекс упражнений после пневмонии

Нижеследующий комплекс упражнений выполняется не только после пневмонии. Он не выполняется с нагрузкой, поэтому может применяться и при активном воспалении лёгких. Первые упражнения выполняются в положении лёжа.

  1. Примите лежачее положение и расслабьте все мышцы. Частота дыхания должна быть в рамках 40-60 раз в минуту. При более высокой частоте делать упражнения не следует.
  2. Выполняйте пронацию и супинацию кистей рук. Повторяйте процедуру 5-8 раз в среднем темпе.

  3. Расположите руки вдоль тела, а затем поднимите их вверх. Сделайте вдох и опустите верхние конечности вниз. Число повторений 3-4 раза в среднем темпе.
  4. Сгибайте и разгибайте стопы при произвольном дыхании. Упражнение выполняйте в среднем темпе.
  5. Расположите руки вдоль корпуса тела и разведите их в стороны. Выполните вдох, а затем вернитесь в исходное положение.
  6. В положении лёжа расположите руки на поясе. Выполняйте поочередно сгибание левой и правой ноги в коленном суставе. Пятка должна легко скользить по постели, дыхание – произвольное.
  7. В положении лёжа согните в локтевых суставах руки. Упритесь затылком и локтями в постель. Прогните верхнюю часть грудного отдела позвоночника. Сделайте выдох и опуститесь вниз. Повторяйте упражнение 3-4 раза.
  8. Расположите руки вдоль корпуса тела, кисти рук сожмите в «замок». Поднимите руки ладонями вверх. На выдохе вернитесь в исходную позицию.
  9. Согните руки в локтевых суставах. Приведите кисти к плечам. Разведите в стороны руки. Повторяйте упражнение 4 раза.
  10. Поднимайте вверх поочерёдно вначале правую, а затем левую ногу. Делайте поднятие на каждый дыхательный акт.
  11. Достаньте руками до спинки кровати. Сделайте вдох, а на выдохе вернитесь в исходное положение.

Правила увеличения нагрузки

Лечебная физкультура при воспалении лёгких требует постепенного повышения нагрузки.

Увеличивать интенсивность упражнений по Стрельниковой можно только после регулярного выполнения вышеописанной гимнастики и получения положительной динамики.

Рекомендуемое время каждого занятия – 10 минут. Общая продолжительность зарядки за день не должна превышать 15 минут, независимо от ритма и темпа занятий.

Упражнения под увеличенной нагрузкой при пневмонии подбираются исходя из локализации патологических изменений в лёгких. Если инфильтраты определяются слева, следует усилить дыхательные нагрузки на левое лёгкое. Рекомендуется включать чередование гимнастики для укрепления верхней части туловища с зарядкой для нижних конечностей.

Можно проводить также зарядку на гимнастической стенке, с гантелями, медболами, на скамейке.

Предлагаем примерные упражнения с повышенной нагрузкой:

  1. Расположите руки вдоль туловища, лягте на здоровый бок. На вдохе поднимите одну руку. На выдохе надавите на переднюю и боковую часть грудной клетки (рекомендуется проводить с методистом).
  2. Лягте на здоровый бок, на валик. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе максимально потяните бедро к животу. При этом грудную клетку сдавливает методист.

Данные упражнения выполняются 9-10 раз ежедневно на протяжении 4-5 дней.

Комплекс лечебной физкультуры по Стрельниковой включает также дренажные методы. Они применяются для улучшения отхождения мокроты как у детей, так и у взрослых.

Дренажные упражнения улучшают кровоснабжение в очагах повреждения. Их может назначить только опытный врач, так как разные методики служат разным целям.

Дренажные методы, использующиеся при пневмонии:

  • Вибрационный;
  • Постуральный;
  • Перкуссионный;
  • Противокашлевой.

Чем лечить насморк у ребенка

Народные средства от заложенности носа у детей описаны тут.

Чем лечить болячки в носу у взрослого //drlor.online/diagnostika-lechenie/nasmork/chem-bolyachku-v-nosu.html

Выводы

Существует целый ряд упражнений, входящих в комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой, который может применяться для стимуляции оздоровительного процесса во время и после пневмонии. Осталось только напомнить читателям, что пневмония – серьёзное и опасное заболевание. Процессом лечения обязательно должен руководить врач. Нельзя заниматься самолечением.

Помимо дыхательной гимнастики нужно всеобще укреплять иммунитет посредством закаливания и другого комплекса мер, а также своевременно вакцинироваться во время эпидемий гриппа.

Источник: https://drLOR.online/zabolevaniya/legkix/pnevmoniya/dyxatelnaya-gimnastika-effektivnyj-metod-borby.html

Лечение пневмонии дыхательной гимнастикой

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Воспаление легких относится к заболеваниям, приводящим к комплексным расстройствам здоровья. На фоне расстройства дыхательной функции происходит гипоксия тканей и органов, которая и провоцирует, в свою очередь, осложнения. Специалисты утверждают, что дыхательная гимнастика при пневмонии помогает предупредить возникновение и прогрессирование многих гипоксических осложнений.

Кроме того, упражнения для нормализации дыхания и насыщения организма кислородом способствуют быстрому восстановлению правильной работы легочной и бронхиальной систем, что немаловажно при пневмонии. Нормализуется посредством дыхательных упражнений и иммунная система выздоравливающего человека.

Особенности протекания заболевания

Пневмония считается сложным заболеванием, приводящим к комплексным нарушениям в работе дыхательной системы. При этой патологии поражаются, в первую очередь, легкие и бронхи больного. В итоге в организме происходит комплексный сбой, характеризующийся:

  • утолщением пораженных участков легочной ткани и утратой их способности к полноценному газообмену;
  • сокращением общей поверхности дыхательной ткани, негативным воздействием на дыхательную функцию в целом;
  • обострением кислородной недостаточности организма в целом за счет разбавления артериальной крови венозной вследствие утолщения стенок альвеол.

Общее физическое состояние пациента квалифицируется как патологически ослабленное, отчего дыхание становится поверхностным: у больного недостает сил для полноценного вдоха, недостаточно сил и для полноценного откашливания и отхождения мокроты. В легких застаивается слизь, очаги воспаления от этого множатся и в отдельных местах сливаются. На этом фоне у больного может развиваться и состояние потери воздушности, именуемое коллапсом, возможны состояния гипоксии головного мозга.

Дыхательные упражнения при пневмонии значительно снижают риск патологических изменений за счет нормализации газообмена.

Механизмы дыхательного воздействия на организм

В лечении заболеваний дыхательной системы особенную роль играют специальные упражнения. Дыхательная гимнастика при пневмонии направлена, прежде всего, на возбуждение и активацию дыхательной функции, усиление газообмена и вентиляции в легочной ткани.

Кроме того, специалистами отмечаются и другие позитивные механизмы, включающиеся при выполнении упражнений на дыхание.

  1. Формирование структуры и нормализация механизма дыхательного процесса приводят к тому, что дыхание больного выравнивается, становится ритмичным, правильным и глубоким.
  2. Укрепляется дыхательная мускулатура, одновременно расслабляются мышцы туловища, нормализуя дыхание.
  3. Укрепляются мышцы брюшного пресса, нормализуется положение диафрагмы.

Эффективное включение механизмов газообмена и нормализации кислородного обмена предупреждают многие патологические состояния, возникающие как осложнения пневмонии.

Позитивное воздействие дыхательной гимнастики

Комплекс упражнений при пневмонии, прежде всего, включает в себя дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания. Ускорение выздоровления больного при выполнении комплекса дыхательной гимнастики происходит за счет:

  • восстановления циркуляции лимфы в очагах воспаления;
  • активизации движения крови по сосудам;
  • усиления работы грудных мышц;
  • активного включения в дыхательный процесс не пораженной легочной ткани.

Дыхательные комплексы при воспалении легких разрешены не на всех этапах заболевания, поэтому решении об эффективности и необходимости такой терапии должен принимать только лечащий врач. Кроме того, имеется ряд противопоказаний к лечению пневмонии дыхательной гимнастикой.

Терапия противопоказана

Лечебная гимнастика и различные комплексы упражнений, в том числе дыхательные, не назначаются больному в острый период прогрессирования воспалительной легочной патологии. Противопоказаниями к лечению дыхательными упражнениями специалисты называют:

  • высокую температуру тела, симптомы сильного жара, озноба, сопровождающие острую фазу течения воспаления;
  • выраженные симптомы интоксикации организма на фоне прогрессирования и размножения пневмококковых агентов;
  • наличие выраженных воспалительных локализованных очагов, которые отчетливо просматриваются на рентгенологическом снимке;
  • острую сердечную недостаточность, в том числе хронического характера;
  • онкологические заболевание в анамнезе пациента;
  • иммунодефицитные состояния.

Изучив анамнез протекания заболевания, стадию прогрессирования воспалительной патологии, специалист определяет целесообразность проведения дыхательной гимнастики и корректирует схему её проведения.

Общие правила лечения

На первом этапе лечения дыхательными упражнениями, когда пациенту ещё показан постельный режим, специалисты разрешают выполнение только тех упражнений, которые затрагивают группы мелких и средних мышц. В том случае, если острый период прогрессирования патологии отступил, симптомов лихорадки у больного не наблюдается, можно начинать проведение упражнений, лежа в кровати.

  1. Каждое упражнение следует делать не менее 8 повторений, при этом весь комплекс рекомендуется делать по 10 минут утром, днем и вечером.
  2. Упражнения следует делать в медленном темпе, постепенно доводя до среднего, с максимальной амплитудой движений.
  3. Важно строго следить за пульсом, так как учащение сердечных ударов более чем на 10 недопустимо, и гимнастику стоит сразу остановить.

На этапе усложнения, когда больной находится на полупостельном режиме, упражнения можно делать, сидя на кровати или на стуле, соблюдая общие рекомендации:

  • к дыхательным упражнениям добавляется ходьба;
  • длительность комплекса увеличивается до 20 минут;
  • общая суточная продолжительность дыхательных упражнений доводится до полутора часов.

На этапе выздоровления к дыхательным упражнениям добавляется комплекс ЛФК, занятия на специальных тренажерах, игры, спортивная ходьба. Длительность занятия увеличивается до 40 минут.

Основные упражнения

К основным упражнениям дыхательной гимнастики специалисты относят упражнения, которые направлены на нормализацию дыхательной способности легочной системы.

  1. Очищающее дыхание. Делается глубокий вдох, который задерживается на несколько секунд, потом выпускается воздух короткими толчками через рот (щеки при этом не надувать).
  2. Дыхание с плотно сжатыми губами. Эту разминку нужно делать только в полностью расслабленном состоянии. Вдох через нос, выдох через рот через 3 – 4 секунды, губы при этом должны быть плотно сжаты.
  3. Дыхание с произношением звуков. Это упражнение похоже по своему исполнению на первое. Единственное различие – при выходе воздуха толчками, необходимо произносить пульсирующие звуки. Само упражнение поможет снять спазм с внутренних стенок бронхов.

На этапе выздоровления ЛФК и упражнения на дыхания выполняются одновременно. Нагрузки назначаются индивидуально в соответствии с состоянием здоровья. Начинать следует из положения лежа.

  1. В положении лежа дышать с сильным удлинением выдоха, нажимая руками на область грудной клетки и живота (от 6 до 10 раз).
  2. Лечь, руки завести за спину. Помогая руками сесть, сделать 5 пружинящих наклона (от 4 до 8 раз).
  3. Сесть на стул, руки поставить перед грудью. Делать пружинящие повороты в разные стороны, удлиняя выдох (6-8 раз).
  4. Сев на краю стула, ноги поставить широко, руки в стороны. Наклоны вперед поочередно к левой и правой ноге, углубляя выдох (5-6 повторений к каждой ноге).
  5. Встать прямо, руки вытянуть вверх. Подтягивать колени с удержанием их руками. Выдох должен быть углубленным (5-6 раз).
  6. Руки поставить на пояс, пружинящие наклоны влево и направо по 4-5 раз в каждую сторону. Углубленный выдох во время наклона.
  7. Во время вдоха руки подняты вверх, пригнуться к согнутым коленям, руки отвести назад до упора, резко выдохнуть (4-6 раз)
  8. Ходить спокойно на одном месте 2-3 минуты.

Дыхательная гимнастика является эффективным методом лечения многих заболеваний, в частности она является действенной оздоровительной процедурой при пневмонии. Ее целесообразно включать в комплексное лечение пациентов сразу после того, как исчезнут симптомы острого процесса заболевания.

Источник: https://ProLegkie.com/pnevmoniya/lechim/lechenie-pnevmonii-dyxatelnoj-gimnastikoj

Лфк для детей при пневмонии

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Пневмония – это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
– локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
– инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
– кашлем (у грудничков может и не быть)
– дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
– общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации – ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это – охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это – пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо “больничными” возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате – в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или “нозокомиальными”, а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй – третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая “легочная” температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного “пневмонийного” кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи Лфк для детей при пневмонии входит:
–  усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
–  предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
–  нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
–  восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
–  улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония – крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше –  спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.

Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет

1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, “Прогулка по лесу” – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать “кошечку сердитую и добрую”, “семафор”, “жука”).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как “мельница”, “крылышки”, повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра “Паровозик”, упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности “Съедобное и несъедобное”.
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.

Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет

1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в “замок”, подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое,  руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое – к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт.

И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.

ЛФК для детей до года

ЛФК при косолапости у детей

ЛФК при плоскостопии у детей

Плоскостопие у детей

Ревматизм у детей, заболевание ревматизмом

Источник: http://lfk-gimnastika.com/lfk-dlya-detej/145-lfk-dlya-detej-pri-pnevmonii

Дыхательная гимнастика при пневмонии – комплекс ЛФК в домашних условиях

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Заболевания дыхательной системы встречаются достаточно часто. К ним относится и пневмония, которая является достаточно опасной, и может провоцировать неприятные симптомы. Одной из мер терапии может стать дыхательная гимнастика при пневмонии. Рассмотрим, что она собой представляет, и чем полезна.

Гимнастика при пневмонии: воздействие на организм

Заболевания легких ограничивают функцию больной зоны, в которой нарушается кровообращение, возникают застойные явления, и ввиду этого после выздоровления возможен процесс рубцевания и возникновение спаек.

Легочные заболевания провоцируют нарушение функций внешнего дыхания. Причина этого в том, что легочная ткань утрачивает изначальную эластичность ввиду расстройства механики дыхания. Аномалия дает о себе знать изменением ритмичности дыхания, которое становится более частым и поверхностным, грудная клетка может стать менее подвижной.

Все эти изменения провоцируют нарушение вентиляции легких, их диффузная способность уменьшается.  Ввиду возможных бронхоспазмов ухудшается проходимость бронхов,  и они закупориваются большим количеством мокроты.

Один из факторов, ввиду которого увеличивается недостаточность дыхательной функции – это ослабленная мышечная система. И особенно это касается группы мышц, принимающей непосредственное участие в процессе дыхания. Это мышцы шеи, спины, живота, грудной клетки, диафрагмы. Дыхание также может затрудниться ввиду разрушительных изменений в легочной ткани, деформации грудной клетки и атрофии.

В развитии дыхательного аппарата и борьбе с заболеваниям играют немалую роль специальные упражнения. Они провоцируют сокращения мышц, в которых происходят химические процессы, возбуждающие дыхательную функцию на рефлекторном уровне.

При работе мышц улучшается вентиляция и газообмен в тканях легких. При выполнении упражнений ткани в десять раз эффективнее насыщаются кислородом, нежели в состоянии покоя.

Улучшается кровообращение, увеличивается количество нормально функционирующих капилляров.

Дыхательная гимнастика при бронхите, пневмонии и других заболеваниях дыхательной системы оказывает положительное влияние следующим образом:

  • Помогает значительно улучшить процессы газообмена в легких за счет формирования правильного механизма дыхательного процесса и его структуры. Дыхание становится правильным, ритмичным и глубоким.
  • Упражнения помогают укрепить дыхательную мускулатуру.
  • Они способствуют расслаблению мышц туловища – если они зажаты, дыхание будет неправильным.
  • Упражнения также могут помочь устранить дефекты грудной клетки и позвоночника.
  • Дыхательная гимнастика помогает укрепить мускулатуру рюшного пресса.

Дыхательные упражнения при пневмонии: польза или вред

При таком заболевании, как пневмония, в легких образуется воспалительный очаг, доставляющий человеку большое количество неприятностей, в числе которых и затруднение дыхания. В результате замедления обменных процессов в крови возникает дефицит кислорода. Посредством дыхательных упражнений можно быстро нормализовать функцию дыхания.

  • Приемы помогают поддержать больные легкие;
  • Хорошо влияют на циркуляцию лимфы в пораженных участках.
  • Гимнастика улучшает активное движение крови по сосудам.
  • Мышцы груди начинают работать усиленно.
  • Упражнения ЛФК при пневмонии хорошо влияют на здоровые легочные ткани и вовлекают их в процессы дыхания.

Все это помогает пациенту с пневмонией значительно быстрее выздороветь.

Упражнения показаны не во всех случаях. Их должен назначать только специалист после осмотра.

Дыхательная гимнастика противопоказана при повышенной температуре тела, при лихорадке, интоксикации организма.

Начинать выполнять упражнения можно только после получения результатов анализов, когда врач установил, что заболевание перестало прогрессировать.

Также ограничением к дыхательным упражнением является сердечная недостаточность, иммунодефицит, онкологические заболевания,  слабость и сильное недомогание после болезни.

Общие правила

После пневмонии важно внимательно отнестись к собственному здоровью. В первое время нагрузки должны быть минимальными. Только после того, как организм к ним привыкнет, можно начинать интенсивные тренировки.

Комплекс лечебной физкультуры нужно должен начинаться с обязательных дыхательных упражнений, которые помогут восстановить дыхание и прочистить верхние бронхи.

Гимнастика при пневмонии у взрослых должна выполняться соблюдением следующих рекомендаций:

  • При одностороннем воспалении дыхательную тренировку лучше выполнять в положении лежа на боку с пораженной стороны. Это поможет повысить эффективность занятия.
  • Если больной должен соблюдать постельный режим, то начинать занятия можно только на пятый день лечения.
  • Контролируйте свой пульс. Если он повышается больше, чем на 10 ударов в минуту, прекратите занятие.
  • Выполнять комплекс нужно три раза в день. Занятие должно длиться15 минут.
  • Лечебный комплекс может быть дополнен ходьбой. Старайтесь каждый день гулять на свежем воздухе не меньше получаса.
  • Нагрузку можно увеличивать не ранее, чем спустя неделю занятий.

Если вы ощутили ухудшение самочувствия, прекратите занятия и проконсультируйтесь с врачом.

Упражнения для начинающих

После перенесения пневмонии или бронхита тренировки должны быть максимально щадящими. Организм еще очень слабый, и перегружать его не надо. Базовый комплекс гимнастики при пневмонии у взрослых и детей выглядит следующим образом:

  • Вдохните через нос, сжав при этом губы. В легких задержите воздух на три секунды, затем выдохните через немного приоткрытый рот. Время выдоха не должно быть меньше шести секунд.
  • Наберите в легкие максимальное количество воздуха. Резко выдохните, стараясь надуть при этом щеки.
  • Полезны упражнения, при которых с небольшой вибрацией необходимо произносить такие звуки, как Ф, М, Ш, С, Р. При этом рот ваш должен быть закрытым.
  • На вдохе поднимите вверх две руки, на выдохе вернитесь в исходное положение. Проделайте это не меньше десяти раз.
  • Соедините кисти двух рук. На вдохе руки поднимите вверх. Не размыкая кисти, выверните наружу ладони. Плавно вернитесь в исходное положение. Повторить не меньше пяти раз.
  • Глубоко вдохните, поднимите руки и заведите их за спину. Опустите обратно на выдохе.

Этот комплекс можно завершить, повторив первое упражнение.  Эти дыхательные упражнения при пневмонии и бронхите полезны как взрослым, так и детям. Регулярно выполняйте их в домашних условиях. Спустя неделю, как правило, рекомендуется переходить к более сложному комплексу.

Дыхательная гимнастика после пневмонии в домашних условиях: эффективные упражнения

Из наиболее эффективных упражнений после пневмонии и бронхита можно выделить следующие. Они подходят как для взрослых, так и для детей.

  • Нужно лечь на пол или на кровать. Руки поместите на живот, чтобы контролировать дыхание. Выдыхать старайтесь максимально долго.
  • Приняв положение лежа, заведите руки за спину. Затем, толкая себя руками, поднимайте корпус и совершайте пружинящие наклоны.
  • Поместите руки на пояс. Выполняйте пружинящие наклоны вправо и влево. При каждом наклоне делайте глубокий вдох.
  • На вдохе поднимите руки вверх, наклонитесь к чуть согнутым коленям, затем отведите руки назад и резко выдохните. Повторить шесть раз.

Эти упражнения могут использоваться как дыхательная гимнастика для детей после пневмонии. Также их можно применять в профилактических целях.

Лфк стрельниковой при пневмонии: комплекс упражнений

Эффективная дыхательная гимнастика для легких после пневмонии была разработана профессором А. Н. Стрельниковой.

Комплекс помогает решить многие задачи, актуальные для выздоровления, способствует отхождению мокроты и восстановлению дыхания.

Он сочетает в себе дыхательную гимнастику и умеренные физические нагрузки. Его можно использовать для взрослых и детей при тяжелой форме заболевания.

Наиболее эффективными считаются такие упражнения по Стрельниковой:

  • Примите горизонтальное положение. Мышцы постарайтесь расслабить полностью. Дышать нужно с частотой 40 вдохов и выдохов в минуту.
  • Выполняйте вращения кистями в обоих направлениях.
  • Выполняйте сгибания и разгибания стоп, стараясь дышать при этом максимально медленно.
  • Руки вытяните вдоль туловища. Плавно поднимайте их вверх. Сделайте глубокий вдох, опустите руки и выполняйте наклоны вперед.

Методика может использоваться как для детей, так и для взрослых. Регулярные занятия помогают ускорить процесс выздоровления, улучшают кровообращение, помогают устранить застойные явления, улучшают вентиляцию легких. Для улучшения результата рекомендуется сочетать упражнения с массажем.

Существуют и другие эффективные упражнения по Стрельниковой, которые отлично подходят для детей, поскольку проводятся в игровой форме:

  • «Ладошки». Выполняется в начале и готовит организм к гимнастике. Суть в том, что нужно осуществлять четыре резких и шумных вдоха через нос, держа руки согнутыми локтям вперед, а при вдохе сжимать кулачки. Выдох при этом упражнении пассивный, мышцы груди и живота расслаблены.
  • «Погончики». Делается 8 коротких резких вдохов подряд без остановки, затем нужно сделать перерыв на пять секунд и повторить упражнение снова. Выполняется упражнение 12 раз.
  • «Насос». Делается как предыдущее упражнение, но количество вдохов равняется восьми. Наклоняясь, коснитесь ладонями пальцев ног.
  • «Кошка». Ступни держите вместе, на вдохе присядьте, разворачивая туловище вправо или влево. Руками выполняйте хватательные движения. При выполнении упражнения детьми можно использовать музыку.
  • «Маятник». Делается вдох и выдох, нужно раскачиваться вперед и назад, обхватывая плечи руками.
  • «Обними плечи». Нужно 8 раз обнять себя руками, которые располагаются параллельно и разводятся не слишком широко.
  • «Ушки». Выполняются повороты головы, ее покачивания и наклоны в стороны и вверх-вниз.
  • «Шаги». При выполнении упражнения нужно высоко поднять согнутую ногу и слегка присесть на опорную. На выдохе плавно опустите ногу.
  • «Перекат». Суть в том, что нужно перекачиваться с одной ноги на другую, делая вдохи и выдохи.

В первое время выполняются только три первых упражнения, и по мере стабилизации состояния они дополняются остальными.

Существует большое количество комплексов дыхательных упражнений, которые помогают в восстановлении после пневмонии. Некоторые из них представлены на видео. Помните, что все упражнения должны назначаться врачом индивидуально.

Дыхательная гимнастика при пневмонии на видео

Источник: https://www.fitnessera.ru/lfk-pri-pnevmonii-kompleks-uprazhnenij-dlya-domashnix-uslovij.html

Приемное Отделение
Добавить комментарий